Готовимся к итоговому тестированию по теме ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обособленные члены выделяются интонацией в устной речи и запятой или тире на письме
Обособление определений:
1. Все виды определений, стоящие после существительного
* Туча, облегавшая полнеба, постепенно рассеялась.
* Эта мысль, простая и ясная, не давала покоя.
* Дальше начинался город, с высокими домами, лавками, складами. (Обособление зависит от интонации)
2. До и после личного местоимения.
* Взволнованный, он говорил долго.
* Она, всё ещё взволнованная, говорила и говорила.
3. Причастный оборот с добавочным обстоятельственным значением перед существительным (вопрос возможен и от глагола)
Раненный в плечо, солдат не мог поднять руку. (Почему?)
4. Определение и существительное разделены членами предложения. Овеянные оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.
Обособление приложений:
1. Распространённые приложения – нарицательные существительные с зависимыми словами до и после определяемого существительн.
* Он пришёл с сыном, десятилетним мальчиком, на выставку.
* Спутница наша, удача нас не покинет.
2. Одиночное приложение после нарицательного и собственного имени.
Может быть - тире.
* Я подружился с Гайдаром, удивительным человеком, прошедшим суровую школу жизни.
* Мой хозяин, доктор, всегда был занят каким-либо делом.
* Я шёл по улице с приятелем – замечательным художником.
3. Любое приложение до и после личного местоимения
. * Участник форума, он успешно выступил с докладом.
4. Приложения со словами: по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как (в значении причины).
* Верный слуга, по имени Иван, спас его.
* Петру, как отличнику, вручили медаль.
Обособление обстоятельств:
1. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие до или после глагола.
* Поток стремился навстречу морю, гремя камнями.
* Журча, ещё бежит за мельницу ручей.
*Волны несутся, гремя и сверкая.
* плащ Запахнув и фуражку крепче надвинув, он закрыл глаза.
2. Обстоятельство с предлогом несмотря на:
* В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
3. С целью усиления обстоятельства с предлогами: благодаря, согласно, вопреки, по причине, в случае, ввиду, вследствие:
* Командир, по случаю награждения, созвал подчинённых.
* Вопреки плохой погоде, мы продолжили путь.
Обособление уточняющих членов предложения:
1. Обстоятельства места и времени (вопросы: где именно? когда именно?)
* Слева, у плотины, стучали топоры.
* Завтра, в полдень, состоится собрание.
2. Могут быть обособлены другие члены предложения: определения, обстоятельство образа действия, дополнения, подлежащее и сказуемое:
* Коричневый, почти красный, цвет почвы удивлял.
* Она взглянула озорно, по-девичьи.
* Я привязался к семейству, даже к старому поручику.
* Проснулся другой мальчик, Гаврик.
* Она была очень молода, не старше двадцати лет.
3. Дополнения с предлогами: кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, сверх, наряду с, включая.
* Все, за исключением командира, почувствовали облегчение.
* Кроме школьников, в вечере участвовали родители
Подготовка к ГИА 9 класс 2011 - 2012 уч.год
Тест № 1 (Фонетика, орфоэпия)
1. Укажите правильное определение понятия фонетика
1) Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.
2) Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.
3) Это словарный состав языка
4) Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
2. Укажите правильное определение понятия орфоэпия
1) Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.
2) Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.
3) Это словарный состав языка
4) Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов
3. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
1) сзади
3) стричь
2) сопротивляться
4) подгадать
4. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
1) заводной
3) веточка
2) любезный
4) слегка
5. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) скрипя
3) внять
2) слюда
4) крик
6. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) вьюжит
3) ширь
2) ясный
4) ничья
7. В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится мягко?
1) кафе
3) кашне
2) академия
4) ателье
8. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) Арест
3) облегчИт
2) бОязнь
4) оторвАла
9. В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится твердо?
1) фанера
3) темп
2) газель
4) галантерея
10. В каком ряду во всех словах на месте сочетания ЧН произносится [ШН]?
1) античный, порочный
3) скворечник, нарочно
2) вечный, подвенечный
4) отлично, скучно
11. В каком слове все согласные звуки звонкие?
1) просьба
3) гараж
2) вокзал
4) безликий
12. В каком слове все согласные звуки глухие?
1) бесшовный
3) крутой
2) подкопать
4) прибой
13. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) позвОнишь
3) каталОг
2) вклЮчит
4) бантЫ
14. Вкаком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) пОнявший
3) водопровОд
2) красивЕе
4) обеспечЕние
15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) баловАть
3) на доскУ
2) взятЫ 4) дАвнишний
Тест № 2 (Словообразование)
1. Укажите слово, образованное приставочным способом.
1) сахаристый
3) околоземный
2) привкус
4) безъязычный
2. Укажите слово, образованное приставочным способом.
1) перечитать
3) схожий
2) побережье
4) усталый
3. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
1) погожий
3) по-видимому
2) подвластный
4) заготовка
4. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
1) по-хозяйски
3) отныне
2) внучок
4) ненамного
5. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1) вывоз
3) разъехаться
2) водокачка
4) волчком
6. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1) по-новому
3) глубокомысленно
2) послезавтра
4) ползком
7. Какое слово образовано способом сложения?
1) межпланетный
3) овощеводство
2) внеклассный
4) антивирус
8. В каком предложении есть слова, образованные способом перехода из одной части речи в другую?
1) Несмотря на все наши старания, с охоты мы смогли возвратиться только ночью.
2) Творения русских живописцев были заперты в залах княжеских дворцов.
3) Представляю себе человека, обнаружившего единственный зеленый росточек.
4) Она по собственной инициативе подписала свой кабальный контракт.
9. В каком предложении есть слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую?
1) Вечер поэзии перенесли на конец месяца.
2) Наташа не могла дождаться того счастливого мгновения, когда сможет встретиться с любимым.
3) Провожающие толпились на перроне, громко разговаривали и время от времени посматривали на часы..
4) Я надеюсь восстановиться к началу весны.
10. В каком предложении есть слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую?
1) Из тёмного леса навстречу ему идёт вдохновенный кудесник.
2) У меня сердце замерло в груди, жаром пробрало.
3) У этих старых дуплистых березок он слагал строки своих стихов.
4) Этим ёлочкам предстояло умереть в юном возрасте.
11. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.
1) испытать
3) надпись
2) естественно
4) нарукавник
12. Укажите способ образования существительных нагрузка, подписка, известие.
1) суффиксальный 3) бессуффиксный
2) приставочный
4) приставочно-суффиксальный
13. Укажите способ образования глаголов обмолотил, засеяли, посинели.
1) суффиксальный
3) бессуффиксный
2) приставочный
4) приставочно-суффиксальный
Тест № 3 (Правописание Н и НН в суффиксах)
1. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ветр..ая мельница
3) промасле..ая бумага
2) голуби..ое гнездо
4) глин..ая посуда
2. В каком прилагательном на месте пропуска пишется Н?
1) подли..ое искусство
3) увере..ая поступь
2) песча..ая отмель
4) подветре..ая сторона
3. В каком слове на месте пропуска в суффиксе пишется Н?
1) маши..ый
3) дли..ые брюки
2) серебря..ая монета
4) деревя..ый стол
4. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ветре..ый день 3) безветре..ая погода
2) ветря..ой двигатель 4) ветре..ый человек
5. В каком слове на месте пропуска в суффиксе пишется Н?
1) скоше..ая трава
3) услыша..ый крик 2) мосты сожже..ы
4) платье дли..о
6. В каком слове на месте пропуска пишется Н?
1) пече..ая в золе картошка
3) скоше..ая утром трава
2) ране..ый в бою солдат
4) вяза..ый оренбургский платок
7. В каком слове на месте пропуска пишется Н?
1) сборы хорошо организова..ы
3) идти организова..о
2) мы организова..ы и дисциплинирова..ы
4) дорога дли..а
8. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) коло..ка
3) коло..ада
2) коло..очный
4) коло..ковый
9. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ю..ый
3) румя..ый
2) лакирова..ый
4) еди..ый
10. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) увере..ый
3)лебеди..ый
2) намере..ы
4) беше..о
11. Укажите, на месте каких цифр пишется НН?
На краше(1)ом деревя(2)ом столе были расставле(3)ы жестя(4)ые кружки, в центре стоял чугунок с разваре(5)ой картошкой.
1) 2,5 3) 1,3,4 2) 3,5 4) 2,3 12.
Укажите неверное объяснение орфограммы.
1) путаные нитки – в суффиксе отглагольного прилагательного пишется одна Н
2) платье длинно – в наречиях пишется столько Н, сколько в слове, от которого образованы
3) мышиный писк – в суффиксе –ИН- прилагательного пишется одна Н
4) ветреная погода – это исключение из общего правила: в суффиксах прилагательных – ОНН-,-ЕНН- пишется две буквы Н. Повторим фонетику.
13. В каком слове произносится звук [С]?
1) сдоба
3) расчет
2) каприз
4) полозья
14. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) положить
3) приняты
2) поднялась
4) красивее
15. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) торты
3) звонят
2) приданое
4) настороже
Тест по теме «Неизменяемые приставки»
1. Из текста выпишите глагол с неизменяемой приставкой: Опять раздалось озеро. Заплескалось в прежних берегах. Раскинуло голубую прохладу во все стороны. (В.Свинцов)
2. Из предложения выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение: Отблески яркого пламени озарили изборожденное морщинами лицо с седыми бровями и усами, реденькой белесой бородкой. (А.Куликов)
3. Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение: Дергач ничего не ответил. Он лежал, подставив лицо отблескам багрового, угасающего горизонта. И Яшке показалось, что Дергач чем-то не по-детски глубоко опечален.(А.Гайдар)
4. Из предложения выпишите слово с неизменяемой приставкой: Большой, жирный кот испуганно рванулся на крышу покривившейся бани и стремительно исчез в окне чердака. (А.Гайдар)
5. Из предложения выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение: Кроме жужжанья комаров, кваканья лягушек да тоскливого писка какой-то болотной пичужки, он не услышал ни одного звука, который мог бы ему подсказать, что домик обитаем. (А.Гайдар)
6. Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение: В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. (М.Пришвин)
7. Из предложения выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение: Пират не стал обнюхивать запутанные зайцем следы, он сделал возле них широкий полукруг, нашел выход, куда устремился беляк, и последовал за ним, торжествующе взлаивая. (В.Савин)
8. Из предложения выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение: Кошка очень обиделась, ведь она не заслужила такого обращения, и спустилась в подполье, где раньше охотилась на мышей. (В.Свинцов)
9. Из предложения выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение: Я был свидетелем рождения мороза, как он подсушил и подбелил старую, рыжую траву, позатянул лужицы тончайшим стеклышком. (М.Пришвин)
10. Из текста выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение: Сергей Федорович взял свою Тайгу, немецкую овчарку, приученную к оленям, и отправился в горы. Разглядывая в бинокль горы, долины, ручьи, он нашел в одной долине желтое пятно и понял в нем оленей. После того, пользуясь ветром в ущельях, долго подкрадывался к ним, и они не чуяли и не слышали его приближения. Подкрался он к ним из-под горы совсем близко, и, наблюдая в бинокль одну оленуху, заметил, что она отбилась от стада и скрылась в кустах, где бежит горный ручей. (М.Пришвин)
Советы родителям по привлечению детей к чтению
· Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
· Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
· Если Ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на Ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
· Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
· Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг для ребенка. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
· Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
· Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
· Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
· Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
· На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
· Выделите дома специальное место для чтения (уголок с полками и т.п.).
· В доме должна быть детская библиотека.
· Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
· Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
· По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
· Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
· Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
· Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
· Чаще спрашивайте о том, что дети читают и каково их мнение об этой книге.
· Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
· Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.
Правописание слов (тест) - Скачать
Подготовка к ГИА.
Сочинение рассуждение.
Не нужно писать много, главное – НЕ МЕНЕЕ 70 слов!
Алгоритм построения сочинения рассуждения:
ТЕЗИС АРГУМЕНТЫ ( задайте вопрос к тезису ПОЧЕМУ? и ответьте на него,
для этого подберите убедительные аргументы, примеры(2-3), опираясь на прочитанный текст.
Запишите их, используя вводные слова:
А) во-первых, ….
Б) во-вторых, …
ВЫВОД, который по своему содержанию будет напоминать тезис, с другой – расширять смысл тезиса,
формулировать основную идею текста, то есть то, что хотел сказать автор.
ТЕЗИС – АРГУМЕНТ (ПРИМЕР) – ВЫВОД
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»
Например: Тезис: Чтение художественной литературы необходимо.
Аргументы:
1. Чтение расширяет кругозор
2. Чтение художественных произведений пробуждает эмоции
3. Художественная литература воспитывает нас, делает нас лучше.
При построении текста можно использовать речевые КЛИШЕ:
Структурные элементы Вводные слова Речевые обороты
Тезис По-моему мнению Смысл фразы текста я понимаю так....
Тезис По-моему мнению Смысл фразы текста я понимаю так....
Я считаю Как я понимаю смысл этой фразы?
Я думаю
При переходе от тезиса Докажем это
к аргументам Это можно доказать так…
Постараемся доказать эту мысль примерами из текста…
Попробуем доказать нашу точку зрения
Почему я так считаю?
В чем это выражалось?
Аргументы Во-первых,
Аргументы Во-первых,
во-вторых,
Вывод Таким образом, Все сказанное позволяет сделать следу.щий вывод...
следовательно Все сказанное убеждает нас в том, что...
Несомненно Эти примеры говорят о том, что...
Безусловно Эти примеры убеждают меня в том, что...
Я думаю
Я считаю
1 ПРИМЕР сочинения: Т: «Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет». Смысл этой фразы я понимаю так. Сергею не нужно быть художником, он просто прекрасный человек, который умеет дарить радость людям. Я постараюсь доказать эту мысль примерами из текста.
А 1: Во-первых, когда он шел в гости, его букет из нескольких астрочек или гвоздичек превращался в великолепный подарок, который делал окружающих его людей счастливыми.
А 2: Во-вторых, он умел с помощью самых простых и обыкновенных предметов: зеркала, бумажных скатертей, свечей, яблок, мандарин – создать необыкновенную атмосферу праздника. «Бумажный новый год» говорит о Сереге как о человеке, способном дать радость людям. В: Я думаю, что замечательно жить рядом с такими людьми, как Серега, которые умеют оставлять неповторимый след в сердце каждого человека.
2 ПРИМЕР сочинения: Т: «Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, н<